Инновации как источник возрождения экономики Украины и Донбасса

Сегодня любое государство, которое стремится улучшить качество жизни своих граждан, достичь высокого и стабильного экономического роста, относит к перечню первоочередных задач обеспечение процветания науки, опережающего развития наукоемких отраслей и высоких технологий. Низкая стоимость рабочей силы и богатство страны природными ресурсами уже не рассматриваются в качестве ее ключевых конкурентных преимуществ. Вместо этого знания и доступ к знаниям, успешное их использование и внедрение в инновационных продуктах, услугах и процессах становятся главными источниками конкурентоспособности экономики, промышленного развития и повышения производительности труда.

В условиях новых мировых реалий, под влиянием внутренних проблем в политико-правовой и социально-экономической сферах, продолжающегося вооруженного военного конфликта на Донбассе, Украина оказалась перед необходимостью трансформации современного состояния экономики – сырьевого, коррумпированного, олигархизованного – к экономике, где царит конкуренция, где интеллект создает новые знания и качественную конечную продукцию с высоким содержанием добавленной стоимости. Очевидно, что причинами сложившейся ситуации является неэффективность отраслевой структуры национальной экономики, слабость и недиверсифицированность сектора промышленности и услуг.

В настоящее время, когда весь развитый мир стремится увеличить производство высокотехнологичных товаров, наше государство продолжает специализироваться на невыгодных для нее видах деятельности, которые фактически лишены потенциала по накоплению знаний и инноваций. Статистика говорит о затухании в последние годы и без того слабых инновационных процессов.

Инновации как источник возрождения экономики Украины и Донбасса

Инновационной деятельностью занимается менее пятой части промышленных предприятий, а это в разы меньше не только развитых, но и многих развивающихся стран.

Инновации как источник возрождения экономики Украины и Донбасса

Экспорт высокотехнологичной украинской продукции составляет лишь 6% общего экспорта промышленных товаров. Основная же его доля приходится на сырье и продукты низкой степени переработки. Например, черные металлы в общем объеме экспорта занимают 21,2%, а изделия из них – лишь 3,6%; зерновые культуры составляют 15,9% общего экспорта, а готовые пищевые продукты – только 6,5% . И это при хорошо развитом когда-то наукоемком производственном секторе, который за годы независимости существенно пострадал, оказавшись непривлекательным и дорогим для бизнеса. Но это и не удивительно, ведь на протяжении многих лет в Украине господствовала модель хозяйствования, которая нацеливала предприятия на получение прибыли исключительно за счет экспорта сырья и использования дешевой рабочей силы. Как следствие, имеем сегодня индифферентное отношение владельцев предприятий к науке и инновациям, отсутствие тесных связей научной сферы с промышленностью, преобладание устаревших ресурсо- и энергоемких технологий производства.

Инновации как источник возрождения экономики Украины и Донбасса

Вместе с тем мировой опыт подтверждает, что инновации являются наиболее эффективным катализатором оживления экономики, они всесторонне способствуют экономической реструктуризации и росту производительности, а значит являются одним из главных источников экономического развития. Поэтому, вместо того, чтобы продолжать вывозить из страны сырье и технологически необработанные продукты, Украине необходимо сделать качественный технологический рывок – сначала путем привлечения и освоения зарубежных технологий, а затем – благодаря развитому потенциалу освоения – генерации и распространения собственных прорывных инноваций. Для этого необходимо развивать собственный мощный сектор перерабатывающей промышленности и внедрять проактивную промышленную политику, тесно интегрированную с инновационной, научно-технической и образовательной политикой.

Внедрение инноваций в промышленных регионах как источник структурных преобразований.

Инновационно-технологическая пропасть, в которой оказалась Украина, наиболее критически проявляется в промышленных регионах. Создание и освоение инноваций в таких регионах ограничены слабым спросом со стороны промышленных предприятий – их потенциальных потребителей в реальном секторе экономики. А расширение ассортимента выпускаемой продукции производственной структуры сдерживается неопределенностью будущих выгод для бизнеса от вложения средств в новые виды деятельности, неготовностью государства распределять такие риски с бизнесом.

Технологическая изношенность экономики и структурная разбалансированность производственных комплексов индустриальных областей оставались их насущными проблемами в течение многих лет. Экономический кризис, военный действия на Донбассе лишь усилили внимание к уже давно назревшим проблемам, заставили признать, что инновационная деятельность является ключевым фактором возрождения промышленного потенциала областей, обеспечения экономического роста и последовательного повышения уровня и качества жизни всех категорий населения.

Так, в Донецкой, Луганской и Днепропетровской областях в течение последних пяти лет инновационная активность предприятий ни разу не превышала среднего показателя по стране. Причины этого частично коренятся в том факте, что предприятия горнодобывающей и металлургической отраслей, занимающие ведущее место в структуре производственного комплекса регионов, имеют низкую наукоемкость. Их технологии является относительно стабильными, а продукция — однотипной и неразнообразной. Тогда как, например,  Запорожская область специализируются преимущественно на наукоемких отраслях машиностроения – приборостроении, электротехнической, авиационной промышленности, которые являются более восприимчивыми к инновациям и в большей степени нуждаются в освоения инновационно-рыночных механизмов хозяйствования для выхода на конкурентоспособные позиции на внутреннем и мировом рынках.

Инновации как источник возрождения экономики Украины и Донбасса

Вместе с тем, как показывает анализ, результаты инновационной деятельности не всегда являются наилучшими в тех регионах, где сконцентрированы инновационно-активные предприятия. Это непосредственно касается предприятий Запорожской области, которыми в 2014 году было реализовано лишь 1530,0 млн. грн. инновационной продукции или 1,7% общего объема промышленной продукции. В абсолютном значении это не лучший показатель среди прочих регионов (6 место). Например, предприятиями Полтавской области реализовано в 4,3 раза больше инновационной продукции – 6519,5 млн. грн. (1 место), хотя по рейтингу количества инновационно активных предприятий область можно отнести к группе регионов-аутсайдеров.

Такие существенные изменения в рейтингах областей обусловлены, прежде всего, их различной отраслевой специализацией, долей промышленности в валовом региональном продукте и структурой промышленности, а также характером осуществляемых инноваций, что косвенно влияет на объем реализованной инновационной продукции. Например, внедрение новых подходов к организации рабочего времени или новых методов материально-технического обслуживания, доставки или распространения продукции могут не повлиять на объем произведенной и реализованной инновационной продукции, а иметь отношение к стандартной продукции предприятия.

Взгляд на восстановление экономики Донбасса

Раскрытие потенциала промышленных регионов в сфере инноваций является долговременным и сложным процессом, который требует проведения целенаправленной и последовательной инновационной политики. Однако, учитывая то, что значительная часть промышленности в Донбассе разрушена, а те производственные предприятия, которые уцелели, используют в основном морально и физически изношенные технологии, меры государственной инновационной политики должны быть сконцентрированы на решении двух основных задач: во-первых, создании условий для модернизации уцелевших рентабельных производств в традиционных отраслях специализации региона – топливно-энергетического комплекса, черной металлургии, химической промышленности, машиностроения – для обеспечения конкурентоспособности производственного сектора в глобальной экономике; во-вторых, развитии экономической активности в новых нетрадиционных для региона видах деятельности, как основы развития внутреннего рынка, наращивания экспортного потенциала и решения социальных проблем.

Новые направления деятельности должны охватывать сразу несколько секторов экономики и таким образом способствовать привлечению инвестиций в смежные сферы деятельности, компенсируя локальные проблемы и положительно влияя на региональную экономику в целом. Такими направлениями могут выступать: освоение и адаптация современных технологий к местным условиям; инициализация учебных программ профессиональной подготовки и переподготовки высококвалифицированных рабочих кадров и языковых учебных курсов; инвестиции в восстановление и развитие инфраструктуры и др.

Для определения новых видов деятельности, необходимо, в первую очередь, выделить потенциальные конкурентные преимущества областей на внутреннем, европейском и мировом рынках. Определить ниши, где они могут рассчитывать на усиление своих позиций, но не в роли сырьевых придатков, а в качестве полноценных участников, способных экспортировать конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Одновременно с выделением приоритетных сфер региона нужно выявить, какими ресурсами (человеческими, финансовыми, материально-техническими, организационными, информационными) они могут быть обеспечены, установить источники их происхождения и механизмы привлечения.

К стратегическим приоритетам, которые нуждаются в поддержке для обеспечения конкурентных преимуществ Донбасса, необходимо отнести:

— развитие региональной инновационной системы и соответствующей инновационной инфраструктуры — сети научных, технологических и индустриальных парков для объединения усилий и организации взаимовыгодного сотрудничества между учебными заведениями, научными учреждениями и предприятиями региона в направлении развития научных исследований и разработок, коммерциализации инновационных продуктов, привлечения инвестиций в наукоемкие виды деятельности и услуги;

— развитие промышленных (горно-металлургических, энергетических, химических, машиностроительных) кластеров для изготовления конкурентоспособной на внутреннем, европейских и международных рынках конечной продукции высокой степени переработки. Формирование высокотехнологичных инновационных кластеров, в частности в сфере нанотехнологий, информационных технологий и систем искусственного интеллекта, с целью создания на их базе ведущих отраслей экономики региона;

— приоритетное развитие отраслей, продукция которых непосредственно направлена на удовлетворение потребностей местного населения: агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, сферы услуг и сокращения таким образом структурных диспропорций в промышленности региона;

— стимулирование интеграции отраслей машиностроения с фундаментальной и прикладной наукой, с целью создания прогрессивной материально-технической базы для переоснащения других отраслей промышленности региона современными наукоемкими технологиями;

— внедрения на предприятиях современных ресурсо- и энергосберегающих, малоотходных технологий, высокоэффективных очистных сооружений, расширение применения технологий с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для снижения техногенной нагрузки на природную среду, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности населения региона.

Незаменимым в плане развития нетрадиционных видов деятельности является механизм стратегического сотрудничества между государственным и частным секторами, активное внедрение которого позволит получать информацию о целях деятельности сторон, преграды их осуществлению, распределять ответственность за решение проблем и оценивать результаты.

Так, если посмотреть на историю развития нетрадиционных отраслей и производств в мире, можно увидеть, что почти никогда такое развитие не обходилось без государственного финансирования науки, системы экономического стимулирования предприятий к внедрению разработок, поддержки предпринимательской деятельности, поощрения иностранных инвестиций. В частности, в таких странах, как Индия, Южная Корея, Тайвань, Бангладеш, Пакистан, Колумбия, Чили наиболее значимые сдвиги в диверсификации производств состоялись благодаря целенаправленной государственной поддержке, в каждой из которых толчком к развитию новой отрасли становилась инициатива предпринимателя, которая была поддержана государством. Таким путем развивалась сфера информационных технологий в Индии, лососевые хозяйства в Чили, швейная промышленность в Бангладеш, производство футбольных мячей в Пакистане, микроволновых печей в Корее, выращивание цветов на продажу в Колумбии.

Налаживание и поддержка отношений с иностранными инвесторами и международными организациями для привлечения инвестиций, получения льготных кредитов на восстановление разрушенного жилья, коммуникаций и промышленности должно стать толчком к масштабной диверсификации экономики региона. Но важно понимать, что западные инвесторы и кредиторы не будут вкладывать средства в неконкурентоспособные технологии и восстанавливать угольные шахты и металлургические заводы на устаревшей технико-технологической базе. Возрождение экономики Донбасса необходимо осуществлять путем модернизации уцелевших рентабельных производств (нерентабельные необходимо закрывать) и строительства новых предприятий с применением преимущественно инновационных техники и технологий.

Государственная поддержка экспорта может осуществляться при активном участии областных государственных администраций путем организации учебных мероприятий (семинаров, тренингов) для предприятий, прежде всего, металлургического комплекса, химической промышленности, машиностроения по диверсификации их экспортной деятельности. А также предоставления информационно-консультативной поддержки по существующим возможностям, ограничениям и условиям экспорта в страны мира, перспектив участия в зарубежных тендерах, выставочно-ярмарочных мероприятиях, бизнес-событиях и т.п.

В контексте предоставления Европейским Союзом торговых преференций для Украины и начала действия зоны свободной торговли между Украиной и ЕС с начала года, перспективной является идея размещения на контролируемых Украиной территориях Донбасса производственных мощностей зарубежных компаний для насыщения продукцией внутреннего рынка и экспорта в ЕС. Это позволит привлечь иностранные инвестиции, создать новые рабочие места, в том числе более высокого качества, повысить уровень местной конкуренции, и тем самым ускорить технологическую модернизацию и отраслевую диверсификацию, а также расширить экспортный потенциал региона.

Ирина Пидоричева, кандидат экономических наук;

Андрей Анисимов, кандидат экономических наук.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Организационный комитет Форума
Общественная инициатива
Институт стратегических исследований
Украинский институт анализа и менеджмента политики
Институт социальной защиты граждан