Концептуальные основы «Программы разрешения военного конфликта, построения мира, восстановления и развития Донбасса и Украины»

  1. Инициаторы
  • Общественная инициатива «Восстановление Донбасса»
  • Институт стратегических исследований «Новая Украина»
  • Украинский институт анализа и менеджмента политики
  • Институт социальной защиты граждан

  1. Предпосылки

Комплекс мер и мероприятий по восстановлению и развитию неподконтрольных территорий Донбасса и территорий, прилегающих к зоне конфликта («серой зоне»), не предусмотрен в программных документах власти:

  • Государственной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года, Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года
  • Стратегиях развития Донецкой и Луганской областей на период до 2020 года
  • Концепции и проекте Государственной целевой программы восстановления и развития мира в восточных регионах Украины (2017-2020). В них запланировано создание условий только для социально-экономического развития подконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей. Не планируются также мероприятия для других громад, принимающих внутренне перемещенных лиц и несущих социальную нагрузку
  • Указе Президента Украины №534 / 2016 от01.12.2016 «О приоритетных мерах по содействию укреплению национального единства и консолидации украинского общества, поддержки инициатив общественности в этой сфере» (рамочный документ, предлагающий базовые направления в этой сфере и определяет первоочередные задачи для центральных и местных органов власти).

В связи с этим в рамках практической реализации Стратегического плана реинтеграции, восстановления и развития Донбасса и Украины «12 шагов к миру» возникла необходимость разработки Концептуальных основ “Программы разрешения военного конфликта, построения мира, восстановления и развития Донбасса и Украины”, предусматривающей:

— целостное системное видение всего комплекса проблем, связанных с процессами восстановления и развития мира в восточных регионах Украины, включая неподконтрольные территории, и способы их решения;

— начало внутреннего национального диалога о судьбе территорий конфликта, определение его приоритетов и основных направлений, создание соответствующих механизмов (социокультурных, нормативно-правовых, информационных и организационно-управленческих)

  1. Исполнители

Экспертное сообщество: представители науки и образования, общественных и благотворительных организаций, власти и бизнеса, аналитики, политологи.

  1. Что сделано

10 декабря 2015 года, в День защиты прав человека, состоялся Первый форум DU «Восстанавливая Донбасс и Украину». На нем был представлен Стратегический план реинтеграции, восстановления и развития Донбасса и Украины «12 шагов к миру».

По завершению форума был принят Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между представителями общественности, научного сообщества, бизнеса для восстановления и развития Донбасса и Украины

Его подписали:

  • Общественная организация «Восстановление Донбасса» и благотворительный фонд «Донбасс: Восстановление!»
  • Институт стратегических исследований «Новая Украина»
  • Украинский институт анализа и менеджмента политики
  • Институт социальной защиты граждан

Реализация Стратегического плана «12 шагов к миру» в 2016 году проходила по следующим направлениям:

1.Создание экспертной платформы и реализация экспертных проектов.

2.Гуманитарная и благотворительная помощь.

3.Культурно-образовательные проекты.

В течении года подписантами Меморандума:

  • Проведено Социологическое исследование «12 шагов к миру, восстановлению и развитию Донбасса» (совместно с кампанией «TNS-Украина»). Особенность этого исследования в том, что оно охватывало все регионы Украины, в т.ч.  неподконтрольные территории.

Исследование включало широкий круг вопросов об отношении и оценке жителями Украины каждого из социально — политических направлений, предложенных нами для достижения мира, восстановления разрушенной инфраструктуры и экономики, развитию Донбасса и Украины.

  • В рамках проекта «Экспертная платформа» на заседаниях Круглых столов были обсуждены результаты исследования «12 шагов к миру, восстановлению и развитию Донбасса» с привлечением экспертного сообщества – представителей органов власти, науки, международных организаций, общественных организаций, аналитиков, политологов, социологов и СМИ.

Всего в мероприятиях «Экспертной платформы» приняли участие более 210 экспертов, представители 15 международных организаций, 20 представителей власти.

Более 420 предложений и Петиция Президенту Украины «О предупреждении экологической катастрофы в Украине», выработанных в ходе экспертных дискуссий, были направлены в адрес Президента Украины, Кабинета министров, комитетов Верховной Рады Украины, международных организаций.

Всего в течение года проведено:

  • 15 Круглых столов и пресс-конференций
  • 6 аналитических исследований:

— «Экономическая ситуация на оккупированных территориях Донбасса»;

— «Париж-1» относительно урегулирования конфликта в Донбассе;

— «Париж – 2. Об урегулировании конфликта на Донбассе» (к новому раунду переговоров в формате «Нормандской четверки»);

— «Минск-3» (к новым переговорным форматам для ускорения урегулирования конфликта в Донбассе;)

— «Реинтеграция Донбасса: международный опыт и модели для Украины»;

— «Социальная реинтеграция участников конфликта и внутренне перемещенных лиц: цели, механизмы и действующие лица».

  • 2 экспертных моделирования полной реализации Минских соглашений:
  1. Экспертами УИАМП в Украине;
  2. Международными экспертами на конференции в г. Минске.
  • Разработан и опубликован в СМИ план стабилизации и реинтеграции проблемных территорий — «Донбасс: территория толерантности и социальной реинтеграции.
  • Подано 30 законодательных инициатив.
  • Опубликовано более 150 статей, комментариев, монографий и аналитических материалов посвященных проблеме восстановления Донбасса и Украины, в том числе Монография «Внутрішньо переміщені особи: від подолання перешкод до стратегії успіху» (презентована на II Форуме «Восстанавливая Донбасс и Украину»).
  1. Констатирующая часть

Общественная платформа DU «Восстанавливая Донбасс и Украину», созданная инициаторами для консолидации усилий власти, бизнеса и экспертного сообщества в реализации программ восстановления Донбасса и Украины, получила свое развитие в ряде практических программ и исследовательских проектов, политических программных документов, реализованных в течение 2015-16 г.г.

Проведен широкий и последовательный анализ всего комплекса социально-политических и экономических проблем.

Можно констатировать, что возникла предпосылка формирования общественного института, способного визуализировать и представлять интересы части населения Донбасса в процессах общественной жизни страны. Дальнейшее развитие инициативы предполагает продолжение инициативных проектов и формирование институциональных отношений с другими общественными, государственными и международными организациями, включенными в проблему нормализации и возрождения Донбасса.

  1. Стратегическая Цель

Разрешение военного конфликта, построение мира, восстановление и развитие Донбасса и Украины.

        7. Стратегические Приоритеты (задачи)

  • — Прекращение военных действий и установление мира.
  • Обеспечение безопасности населения, восстановления социальной инфраструктуры и бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения (инженерных коммуникаций и инфраструктуры).
  • Восстановление торгово-экономических связей с неподконтрольными территориями.
  • Информационно-гуманитарная стабилизация и консолидация общества.
  • Институциональное обеспечение социальной защиты, правовые гарантии и гуманитарная поддержка граждан, пострадавших в ходе конфликта.
  • Модернизация экономики Донбасса и Украины с позиций устойчивого развития.
  • Привлечение международных организаций и партнеров.
  1. Структура документа
  2. Прекращение военных действий и установление мира:
  • Разработка предложений по новому формату переговоров на межгосударственном уровне;
  • Организация переговорного процесса по достижению мира;
  • Нормативно-правовое и политическое урегулирование военного конфликта на Донбассе;
  • Обеспечение безопасности населения, восстановления социальной инфраструктуры и бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения (инженерных коммуникаций и инфраструктуры);
  • Минная безопасность

Механизмы:

  • Формирование единой базы минных полей и мест хранения боеприпасов;
  • Привлечение международных экспертов и использование международного опыта по разминированию территорий;
  • Создание единого мониторингового центра контроля за разминированием территории;
  • Проведение широкомасштабной информационной компании, разработка персонифицированных образовательных программ по навыкам безопасного поведения и оказанию первой доврачебной помощи;
  • Разработка и внедрение медико-социальных программ реабилитации пострадавших от минно-взрывной травмы. Создание центров реабилитации для пострадавших.

 

  • Криминогенная безопасность

Механизмы:

  • Разработка и внедрение межведомственной программы по разоружению населения, включающей в себя амнистию за добровольную сдачу оружия;
  • Создание ведомственного координационного штаба правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью и контролю за общественным порядком;
  • Усиление функций участковых и работы патрульно-постовой службы;
  • Создание единой мониторинговой группы с привлечением международных наблюдателей и общественных организаций для гражданского контроля за соблюдением военнослужащими прав человека;
  • Разработка и внедрение программ реабилитации в постконфликтных регионах и профилактики преступности с привлечением международных консультантов и экспертов.

 

  • Эпидемиологическая безопасность

Механизмы:

  • Проведение независимого международного аудита эпидемической обстановки на подконтрольной и неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей;
  • Разработка плана поэтапного комплексного восстановления систем жизнеобеспечения;
  • Создание интерактивной карты повреждений и дееспособных систем водоснабжения, канализационных коллекторов и ливневых систем, очистительных сооружений, мест несанкционированных захоронений;
  • Определение мест для идентификации трупов, перезахоронений и строительство крематориев;
  • Разработка и внедрение Программы дополнительной экспресс-диагностики социально опасных инфекций, подчищающей вакцинации детей и декретированного взрослого населения (дифтерия, гепатит В и полиомиелит);
  • Реализация Программы создания приютов для бездомных животных, стерилизация и вакцинация животных.

 

  • Экологическая безопасность

Механизмы:

  • Создание карты нахождения опасных отходов (биологических, химических, военных, промышленных и др.);
  • Разработка мероприятий по обеспечению радиационной и химической безопасности атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, сточных вод;
  • Рекультивация загрязненных территорий, озеленение поврежденных зон;
  • Реконструкции существующих и создания крупных лесопарковых и рекреационных территорий, санитарно-защитных озелененных зон в местах размещения промышленных и коммунальных объектов;
  • Строительство мини-мусороперерабатывающих и сжигающих заводов, что обеспечит постепенное сокращение, а в перспективе – полную ликвидацию открытых полигонов для складирования производственно-бытовых отходов и мусора, несанкционированного захоронения животных и др.;
  • Включение Донецкой и Луганской областей в проект МАГАТЭ.

 

  • Восстановление и обеспечение бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения (инженерных коммуникаций и инфраструктуры).

 

  1. Восстановление торгово-экономических связей с неподконтрольными территориями:
  • Создание Национальной антикризисной межведомственной группы с целью анализа общей экономической ситуации в Украине и Донбассе, включая неподконтрольные территории, с учетом последствий военного конфликта;
  • Выработка Национальной антикризисной межведомственной группой возможных алгоритмов экономической реинтеграции неподконтрольных территорий

Механизмы:

  • Возвращение в единое поле банковских операций и обращения единой валюты, возобновление платежей, открытие филиалов банковских учреждений, начало выплат пенсий и социальных выплат;
  • Восстановление транспортного сообщения (реализация инфраструктурных проектов, реконструкция мостов и дорог, восстановление железнодорожного и авиасообщения сообщения);
  • Создание специального фонда с привлечением международного капитала для восстановления производства и внедрения энергосберегающих и безопасных технологий;
  • Реструктуризация кредитных обязательств предприятий Донбасса.

 

  1. Информационно-гуманитарная консолидация общества:
  • Переход к политике мирного диалога, который предполагает отказ от политики и риторики блокады неподконтрольных территорий

Механизмы:

  • Обеспечение эффективной работы «Совета по вопросам национального единства» и установление общенационального диалога;
  • Разработка Стратегии государственной информационной политики мира и консолидации общества;
  • Возвращение в единое информационное пространство и обеспечение доступа всего населения Украины к объективной информации о событиях в Украине (в том числе на неподконтрольных территориях) и мире;
  • Преодоление настроений конфронтации и непримиримости среди всего населения Украины;
  • Выработка механизмов социальной интеграции населения, общественно-политического сотрудничества в сфере преодоления последствий вооруженного конфликта;
  • Развитие межрегионального сотрудничества, реализация проектов культурного обмена и интеграции;
  • Разработка современной системы воспитания молодёжи в осознании ценности национального единства страны, гражданского мира и консолидации гражданского общества.

 

  • Внедрение лучших международных практик социальной реинтеграции

Механизмы:

  • Изучение и обобщение международного опыта восстановления постконфликтных регионов и стран в гуманитарной и социально-экономической сферах;
  • Включение процессов восстановления и развития мира в восточных регионах Украины в общий контекст реформирования украинского общества, создание механизмов гармоничной реинтеграции пострадавших

территорий и их населения во всеукраинское социально-экономическое, политическое и правовое пространство, разработка ключевых условий и этапов;

  • Разработка и реализация плана постконфликтной медиации между вовлеченными социальными группами.
  • Развитие институтов гражданского общества в качестве основных инструментов гармонизации социальных отношений на пострадавших территориях и создание благоприятных условий для возвращения ВПЛ к местам постоянного проживания

Механизмы:

  • Инициирование и реализация проектов гражданского участия, направленных на культурную и общественно-политическую интеграцию и адаптацию населения к сложившимся общественно-политическим реалиям Донбасса;
  • Разработка и реализация программ развития культуры гражданского участия в сотрудничестве с органами местного самоуправления
  • Создание национальной сети региональных информационно-коммуникативных и ресурсно-мониторинговых центров как инструмента обеспечения эффективного развития институтов гражданского общества и скоординированного привлечения их социальных ресурсов к решению региональных проблем; центры должны функционировать как независимые ресурсно-коммуникативные центры организации и координации взаимодействия субъектов решения проблем, в том числе и связанных с вооруженным конфликтом на Донбассе;
  • Обеспечение организационной и кадровой поддержки деятельности институтов гражданского общества по восстановлению мира на Донбассе, в том числе путем повышения квалификации и овладения соответствующими навыками работниками органов государственной власти и местного самоуправления, а также представителями институтов гражданского общества

 

  1. Институциональное обеспечение социальной защиты, правовые гарантии и гуманитарная поддержка граждан, пострадавших в ходе конфликта:
  • Восстановление социальной инфраструктуры и возобновление предоставления услуг

Механизмы:

  • Создание единого информационного ресурса для обращения жителей по вопросам, связанным с обеспечением их социальной и правовой защиты;
  • Разработка программы поддержки социальных инициатив местных громад региона.
  • Решение первоочередных вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей и вблизи линии разграничения

Механизмы:

  • Разработать и утвердить механизм выплаты всех видов социальных выплат гражданам, проживающим на неподконтрольных территориях;
  • Способствовать обустройству пунктов пропуска на линии разграничения с максимально благоприятными для пребывания условиями с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований и мобильными центрами по предоставлению административных услуг;
  • Обеспечить психологическую помощь и поддержку;
  • Создать единый центр по поиску без вести пропавших и погибших, идентификации неустановленных жертв конфликта.
  • Институциональное и правовое обеспечение решения проблем внутренне перемещенных лиц

Механизмы:

  • Разработать Национальную стратегию решения проблем внутренне перемещенных лиц и граждан на неподконтрольной территории;
  • Создать специальные координационные центры при местных государственных администрациях по работе с ВПЛ.

 

  • Социальная адаптация внутренне перемещенных лиц в новых громадах

Механизмы:

  • Разработать концепцию региональной интеграции ВПЛ в принимающих громадах, с целью формирования системы социокультурной организации общества с развитыми механизмы интеграции внутренних
  • мигрантов и поддержки их предпринимательской активности с учетом необходимости обеспечения баланса интересов принимающих общин и внутренних переселенцев для сохранения и дальнейшей реализации их потенциала.

 

  1. Модернизация экономики Донбасса и Украины с позиций устойчивого развития:
  • Разработка Стратегии развития национальной экономики, ориентированной на финансовое обеспечение прогрессивных трансформаций реального сектора экономики, с определением приоритетов высоко- и средневысоких отраслей промышленности, прогрессивных и креативных отраслей сферы услуг;
  • Ориентация региональных стратегий развития на определение приоритетных точек роста, формирование конкурентоспособных кластеров с принятием долгосрочных программ их развития;
  • Формирование региональных инновационных систем и регуляторных режимов стимулирования внедрения инноваций;
  • Создание в сельской местности благоприятных институциональных и регуляторных условий для развития кооперативного движения

Механизмы:

  • Привлечение представителей научного и экспертного сообщества в рабочую группу для разработки Стратегии развития национальной экономики, дорожной карты восстановления экономики Украины.
  • Формирование новой промышленной политики с акцентом на отрасли, выпускающие наукоёмкую продукцию с высокой добавленной стоимостью;
  • Создание Министерства промышленности и внешней торговли для укрепления конкурентных позиций на внешних рынках;
  • Повышение энергоэффективности реального сектора и коренная модернизация сферы жилищно-коммунального хозяйства;
  • Развитие современной транспортной инфраструктуры и логистики, современных скоростных видов транспорта и организация их производства;
  • Активизация инновационных процессов. Программы государственной поддержки высокотехнологичных стартапов;
  • Стимулирование развития информационно — компьютерных технологий и коммуникаций, развитие регуляторных режимов стимулирования занятости в этой сфере;
  • Направление средств проектов международной технической помощи на развитие малого и инновационного предпринимательства и развитие инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, научных парков, промышленных и агропромышленных парков и т.п.);
  • Внедрение государственно-частного партнерства.

 

  • Энергонезависимость страны

Механизмы:

  • Увеличение собственной добычи газа;
  • Активное развитие и применение альтернативных источников энергии.

 

  • Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики

Механизмы:

  • Предоставление государственных заказов;
  • Временные налоговые и таможенные преференции предприятиям-драйверам приоритетных отраслей;
  • Содействие в экспорте;
  • Предоставление доступных кредитов на развитие бизнеса.
  • Повышение конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем и внешнем рынке

Механизмы:

  • Принятие закона о трансфертном ценообразовании;
  • Создание института экономических атташе при дипломатических представительствах за рубежом для помощи украинским предпринимателям при выходе на внешние рынки;
  • Создание в Украине института Уполномоченного экономического оператора, для упрощения процедур пересечения товаров через границу;
  • Внесение изменений в антимонопольное законодательство для создания равных условий для всех участников рынка, содействие честной конкуренции.

 

  1. Привлечение международных организаций и партнеров:
  • Участие международных организаций, доноров в реализации проектов по восстановлению Донбасса

Механизмы:

  • Медиация социально-политического и экономического диалога;
  • Участие в финансировании мероприятий восстановления;
  • Создание единого реестра международных проектов с озвучиванием результатов их выполнения и широким распространением этого опыта на национальном уровне.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Организационный комитет Форума
Общественная инициатива
Институт стратегических исследований
Украинский институт анализа и менеджмента политики
Институт социальной защиты граждан