Концептуальные основы «Программы разрешения военного конфликта, построения мира, восстановления и развития Донбасса и Украины»
- Инициаторы
- Общественная инициатива «Восстановление Донбасса»
- Институт стратегических исследований «Новая Украина»
- Украинский институт анализа и менеджмента политики
- Институт социальной защиты граждан
- Предпосылки
Комплекс мер и мероприятий по восстановлению и развитию неподконтрольных территорий Донбасса и территорий, прилегающих к зоне конфликта («серой зоне»), не предусмотрен в программных документах власти:
- Государственной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года, Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года
- Стратегиях развития Донецкой и Луганской областей на период до 2020 года
- Концепции и проекте Государственной целевой программы восстановления и развития мира в восточных регионах Украины (2017-2020). В них запланировано создание условий только для социально-экономического развития подконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областей. Не планируются также мероприятия для других громад, принимающих внутренне перемещенных лиц и несущих социальную нагрузку
- Указе Президента Украины №534 / 2016 от01.12.2016 «О приоритетных мерах по содействию укреплению национального единства и консолидации украинского общества, поддержки инициатив общественности в этой сфере» (рамочный документ, предлагающий базовые направления в этой сфере и определяет первоочередные задачи для центральных и местных органов власти).
В связи с этим в рамках практической реализации Стратегического плана реинтеграции, восстановления и развития Донбасса и Украины «12 шагов к миру» возникла необходимость разработки Концептуальных основ “Программы разрешения военного конфликта, построения мира, восстановления и развития Донбасса и Украины”, предусматривающей:
— целостное системное видение всего комплекса проблем, связанных с процессами восстановления и развития мира в восточных регионах Украины, включая неподконтрольные территории, и способы их решения;
— начало внутреннего национального диалога о судьбе территорий конфликта, определение его приоритетов и основных направлений, создание соответствующих механизмов (социокультурных, нормативно-правовых, информационных и организационно-управленческих)
- Исполнители
Экспертное сообщество: представители науки и образования, общественных и благотворительных организаций, власти и бизнеса, аналитики, политологи.
- Что сделано
10 декабря 2015 года, в День защиты прав человека, состоялся Первый форум DU «Восстанавливая Донбасс и Украину». На нем был представлен Стратегический план реинтеграции, восстановления и развития Донбасса и Украины «12 шагов к миру».
По завершению форума был принят Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии между представителями общественности, научного сообщества, бизнеса для восстановления и развития Донбасса и Украины
Его подписали:
- Общественная организация «Восстановление Донбасса» и благотворительный фонд «Донбасс: Восстановление!»
- Институт стратегических исследований «Новая Украина»
- Украинский институт анализа и менеджмента политики
- Институт социальной защиты граждан
Реализация Стратегического плана «12 шагов к миру» в 2016 году проходила по следующим направлениям:
1.Создание экспертной платформы и реализация экспертных проектов.
2.Гуманитарная и благотворительная помощь.
3.Культурно-образовательные проекты.
В течении года подписантами Меморандума:
- Проведено Социологическое исследование «12 шагов к миру, восстановлению и развитию Донбасса» (совместно с кампанией «TNS-Украина»). Особенность этого исследования в том, что оно охватывало все регионы Украины, в т.ч. неподконтрольные территории.
Исследование включало широкий круг вопросов об отношении и оценке жителями Украины каждого из социально — политических направлений, предложенных нами для достижения мира, восстановления разрушенной инфраструктуры и экономики, развитию Донбасса и Украины.
- В рамках проекта «Экспертная платформа» на заседаниях Круглых столов были обсуждены результаты исследования «12 шагов к миру, восстановлению и развитию Донбасса» с привлечением экспертного сообщества – представителей органов власти, науки, международных организаций, общественных организаций, аналитиков, политологов, социологов и СМИ.
Всего в мероприятиях «Экспертной платформы» приняли участие более 210 экспертов, представители 15 международных организаций, 20 представителей власти.
Более 420 предложений и Петиция Президенту Украины «О предупреждении экологической катастрофы в Украине», выработанных в ходе экспертных дискуссий, были направлены в адрес Президента Украины, Кабинета министров, комитетов Верховной Рады Украины, международных организаций.
Всего в течение года проведено:
- 15 Круглых столов и пресс-конференций
- 6 аналитических исследований:
— «Экономическая ситуация на оккупированных территориях Донбасса»;
— «Париж-1» относительно урегулирования конфликта в Донбассе;
— «Париж – 2. Об урегулировании конфликта на Донбассе» (к новому раунду переговоров в формате «Нормандской четверки»);
— «Минск-3» (к новым переговорным форматам для ускорения урегулирования конфликта в Донбассе;)
— «Реинтеграция Донбасса: международный опыт и модели для Украины»;
— «Социальная реинтеграция участников конфликта и внутренне перемещенных лиц: цели, механизмы и действующие лица».
- 2 экспертных моделирования полной реализации Минских соглашений:
- Экспертами УИАМП в Украине;
- Международными экспертами на конференции в г. Минске.
- Разработан и опубликован в СМИ план стабилизации и реинтеграции проблемных территорий — «Донбасс: территория толерантности и социальной реинтеграции.
- Подано 30 законодательных инициатив.
- Опубликовано более 150 статей, комментариев, монографий и аналитических материалов посвященных проблеме восстановления Донбасса и Украины, в том числе Монография «Внутрішньо переміщені особи: від подолання перешкод до стратегії успіху» (презентована на II Форуме «Восстанавливая Донбасс и Украину»).
- Констатирующая часть
Общественная платформа DU «Восстанавливая Донбасс и Украину», созданная инициаторами для консолидации усилий власти, бизнеса и экспертного сообщества в реализации программ восстановления Донбасса и Украины, получила свое развитие в ряде практических программ и исследовательских проектов, политических программных документов, реализованных в течение 2015-16 г.г.
Проведен широкий и последовательный анализ всего комплекса социально-политических и экономических проблем.
Можно констатировать, что возникла предпосылка формирования общественного института, способного визуализировать и представлять интересы части населения Донбасса в процессах общественной жизни страны. Дальнейшее развитие инициативы предполагает продолжение инициативных проектов и формирование институциональных отношений с другими общественными, государственными и международными организациями, включенными в проблему нормализации и возрождения Донбасса.
- Стратегическая Цель
Разрешение военного конфликта, построение мира, восстановление и развитие Донбасса и Украины.
7. Стратегические Приоритеты (задачи)
- — Прекращение военных действий и установление мира.
- Обеспечение безопасности населения, восстановления социальной инфраструктуры и бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения (инженерных коммуникаций и инфраструктуры).
- Восстановление торгово-экономических связей с неподконтрольными территориями.
- Информационно-гуманитарная стабилизация и консолидация общества.
- Институциональное обеспечение социальной защиты, правовые гарантии и гуманитарная поддержка граждан, пострадавших в ходе конфликта.
- Модернизация экономики Донбасса и Украины с позиций устойчивого развития.
- Привлечение международных организаций и партнеров.
- Структура документа
- Прекращение военных действий и установление мира:
- Разработка предложений по новому формату переговоров на межгосударственном уровне;
- Организация переговорного процесса по достижению мира;
- Нормативно-правовое и политическое урегулирование военного конфликта на Донбассе;
- Обеспечение безопасности населения, восстановления социальной инфраструктуры и бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения (инженерных коммуникаций и инфраструктуры);
- Минная безопасность
Механизмы:
- Формирование единой базы минных полей и мест хранения боеприпасов;
- Привлечение международных экспертов и использование международного опыта по разминированию территорий;
- Создание единого мониторингового центра контроля за разминированием территории;
- Проведение широкомасштабной информационной компании, разработка персонифицированных образовательных программ по навыкам безопасного поведения и оказанию первой доврачебной помощи;
- Разработка и внедрение медико-социальных программ реабилитации пострадавших от минно-взрывной травмы. Создание центров реабилитации для пострадавших.
- Криминогенная безопасность
Механизмы:
- Разработка и внедрение межведомственной программы по разоружению населения, включающей в себя амнистию за добровольную сдачу оружия;
- Создание ведомственного координационного штаба правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью и контролю за общественным порядком;
- Усиление функций участковых и работы патрульно-постовой службы;
- Создание единой мониторинговой группы с привлечением международных наблюдателей и общественных организаций для гражданского контроля за соблюдением военнослужащими прав человека;
- Разработка и внедрение программ реабилитации в постконфликтных регионах и профилактики преступности с привлечением международных консультантов и экспертов.
- Эпидемиологическая безопасность
Механизмы:
- Проведение независимого международного аудита эпидемической обстановки на подконтрольной и неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей;
- Разработка плана поэтапного комплексного восстановления систем жизнеобеспечения;
- Создание интерактивной карты повреждений и дееспособных систем водоснабжения, канализационных коллекторов и ливневых систем, очистительных сооружений, мест несанкционированных захоронений;
- Определение мест для идентификации трупов, перезахоронений и строительство крематориев;
- Разработка и внедрение Программы дополнительной экспресс-диагностики социально опасных инфекций, подчищающей вакцинации детей и декретированного взрослого населения (дифтерия, гепатит В и полиомиелит);
- Реализация Программы создания приютов для бездомных животных, стерилизация и вакцинация животных.
- Экологическая безопасность
Механизмы:
- Создание карты нахождения опасных отходов (биологических, химических, военных, промышленных и др.);
- Разработка мероприятий по обеспечению радиационной и химической безопасности атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, сточных вод;
- Рекультивация загрязненных территорий, озеленение поврежденных зон;
- Реконструкции существующих и создания крупных лесопарковых и рекреационных территорий, санитарно-защитных озелененных зон в местах размещения промышленных и коммунальных объектов;
- Строительство мини-мусороперерабатывающих и сжигающих заводов, что обеспечит постепенное сокращение, а в перспективе – полную ликвидацию открытых полигонов для складирования производственно-бытовых отходов и мусора, несанкционированного захоронения животных и др.;
- Включение Донецкой и Луганской областей в проект МАГАТЭ.
- Восстановление и обеспечение бесперебойной работы объектов жизнеобеспечения (инженерных коммуникаций и инфраструктуры).
- Восстановление торгово-экономических связей с неподконтрольными территориями:
- Создание Национальной антикризисной межведомственной группы с целью анализа общей экономической ситуации в Украине и Донбассе, включая неподконтрольные территории, с учетом последствий военного конфликта;
- Выработка Национальной антикризисной межведомственной группой возможных алгоритмов экономической реинтеграции неподконтрольных территорий
Механизмы:
- Возвращение в единое поле банковских операций и обращения единой валюты, возобновление платежей, открытие филиалов банковских учреждений, начало выплат пенсий и социальных выплат;
- Восстановление транспортного сообщения (реализация инфраструктурных проектов, реконструкция мостов и дорог, восстановление железнодорожного и авиасообщения сообщения);
- Создание специального фонда с привлечением международного капитала для восстановления производства и внедрения энергосберегающих и безопасных технологий;
- Реструктуризация кредитных обязательств предприятий Донбасса.
- Информационно-гуманитарная консолидация общества:
- Переход к политике мирного диалога, который предполагает отказ от политики и риторики блокады неподконтрольных территорий
Механизмы:
- Обеспечение эффективной работы «Совета по вопросам национального единства» и установление общенационального диалога;
- Разработка Стратегии государственной информационной политики мира и консолидации общества;
- Возвращение в единое информационное пространство и обеспечение доступа всего населения Украины к объективной информации о событиях в Украине (в том числе на неподконтрольных территориях) и мире;
- Преодоление настроений конфронтации и непримиримости среди всего населения Украины;
- Выработка механизмов социальной интеграции населения, общественно-политического сотрудничества в сфере преодоления последствий вооруженного конфликта;
- Развитие межрегионального сотрудничества, реализация проектов культурного обмена и интеграции;
- Разработка современной системы воспитания молодёжи в осознании ценности национального единства страны, гражданского мира и консолидации гражданского общества.
- Внедрение лучших международных практик социальной реинтеграции
Механизмы:
- Изучение и обобщение международного опыта восстановления постконфликтных регионов и стран в гуманитарной и социально-экономической сферах;
- Включение процессов восстановления и развития мира в восточных регионах Украины в общий контекст реформирования украинского общества, создание механизмов гармоничной реинтеграции пострадавших
территорий и их населения во всеукраинское социально-экономическое, политическое и правовое пространство, разработка ключевых условий и этапов;
- Разработка и реализация плана постконфликтной медиации между вовлеченными социальными группами.
- Развитие институтов гражданского общества в качестве основных инструментов гармонизации социальных отношений на пострадавших территориях и создание благоприятных условий для возвращения ВПЛ к местам постоянного проживания
Механизмы:
- Инициирование и реализация проектов гражданского участия, направленных на культурную и общественно-политическую интеграцию и адаптацию населения к сложившимся общественно-политическим реалиям Донбасса;
- Разработка и реализация программ развития культуры гражданского участия в сотрудничестве с органами местного самоуправления
- Создание национальной сети региональных информационно-коммуникативных и ресурсно-мониторинговых центров как инструмента обеспечения эффективного развития институтов гражданского общества и скоординированного привлечения их социальных ресурсов к решению региональных проблем; центры должны функционировать как независимые ресурсно-коммуникативные центры организации и координации взаимодействия субъектов решения проблем, в том числе и связанных с вооруженным конфликтом на Донбассе;
- Обеспечение организационной и кадровой поддержки деятельности институтов гражданского общества по восстановлению мира на Донбассе, в том числе путем повышения квалификации и овладения соответствующими навыками работниками органов государственной власти и местного самоуправления, а также представителями институтов гражданского общества
- Институциональное обеспечение социальной защиты, правовые гарантии и гуманитарная поддержка граждан, пострадавших в ходе конфликта:
- Восстановление социальной инфраструктуры и возобновление предоставления услуг
Механизмы:
- Создание единого информационного ресурса для обращения жителей по вопросам, связанным с обеспечением их социальной и правовой защиты;
- Разработка программы поддержки социальных инициатив местных громад региона.
- Решение первоочередных вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей и вблизи линии разграничения
Механизмы:
- Разработать и утвердить механизм выплаты всех видов социальных выплат гражданам, проживающим на неподконтрольных территориях;
- Способствовать обустройству пунктов пропуска на линии разграничения с максимально благоприятными для пребывания условиями с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований и мобильными центрами по предоставлению административных услуг;
- Обеспечить психологическую помощь и поддержку;
- Создать единый центр по поиску без вести пропавших и погибших, идентификации неустановленных жертв конфликта.
- Институциональное и правовое обеспечение решения проблем внутренне перемещенных лиц
Механизмы:
- Разработать Национальную стратегию решения проблем внутренне перемещенных лиц и граждан на неподконтрольной территории;
- Создать специальные координационные центры при местных государственных администрациях по работе с ВПЛ.
- Социальная адаптация внутренне перемещенных лиц в новых громадах
Механизмы:
- Разработать концепцию региональной интеграции ВПЛ в принимающих громадах, с целью формирования системы социокультурной организации общества с развитыми механизмы интеграции внутренних
- мигрантов и поддержки их предпринимательской активности с учетом необходимости обеспечения баланса интересов принимающих общин и внутренних переселенцев для сохранения и дальнейшей реализации их потенциала.
- Модернизация экономики Донбасса и Украины с позиций устойчивого развития:
- Разработка Стратегии развития национальной экономики, ориентированной на финансовое обеспечение прогрессивных трансформаций реального сектора экономики, с определением приоритетов высоко- и средневысоких отраслей промышленности, прогрессивных и креативных отраслей сферы услуг;
- Ориентация региональных стратегий развития на определение приоритетных точек роста, формирование конкурентоспособных кластеров с принятием долгосрочных программ их развития;
- Формирование региональных инновационных систем и регуляторных режимов стимулирования внедрения инноваций;
- Создание в сельской местности благоприятных институциональных и регуляторных условий для развития кооперативного движения
Механизмы:
- Привлечение представителей научного и экспертного сообщества в рабочую группу для разработки Стратегии развития национальной экономики, дорожной карты восстановления экономики Украины.
- Формирование новой промышленной политики с акцентом на отрасли, выпускающие наукоёмкую продукцию с высокой добавленной стоимостью;
- Создание Министерства промышленности и внешней торговли для укрепления конкурентных позиций на внешних рынках;
- Повышение энергоэффективности реального сектора и коренная модернизация сферы жилищно-коммунального хозяйства;
- Развитие современной транспортной инфраструктуры и логистики, современных скоростных видов транспорта и организация их производства;
- Активизация инновационных процессов. Программы государственной поддержки высокотехнологичных стартапов;
- Стимулирование развития информационно — компьютерных технологий и коммуникаций, развитие регуляторных режимов стимулирования занятости в этой сфере;
- Направление средств проектов международной технической помощи на развитие малого и инновационного предпринимательства и развитие инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, научных парков, промышленных и агропромышленных парков и т.п.);
- Внедрение государственно-частного партнерства.
- Энергонезависимость страны
Механизмы:
- Увеличение собственной добычи газа;
- Активное развитие и применение альтернативных источников энергии.
- Государственная поддержка приоритетных отраслей экономики
Механизмы:
- Предоставление государственных заказов;
- Временные налоговые и таможенные преференции предприятиям-драйверам приоритетных отраслей;
- Содействие в экспорте;
- Предоставление доступных кредитов на развитие бизнеса.
- Повышение конкурентоспособности национальных производителей на внутреннем и внешнем рынке
Механизмы:
- Принятие закона о трансфертном ценообразовании;
- Создание института экономических атташе при дипломатических представительствах за рубежом для помощи украинским предпринимателям при выходе на внешние рынки;
- Создание в Украине института Уполномоченного экономического оператора, для упрощения процедур пересечения товаров через границу;
- Внесение изменений в антимонопольное законодательство для создания равных условий для всех участников рынка, содействие честной конкуренции.
- Привлечение международных организаций и партнеров:
- Участие международных организаций, доноров в реализации проектов по восстановлению Донбасса
Механизмы:
- Медиация социально-политического и экономического диалога;
- Участие в финансировании мероприятий восстановления;
- Создание единого реестра международных проектов с озвучиванием результатов их выполнения и широким распространением этого опыта на национальном уровне.
Добавить комментарий